Среди наших коллег по гаражам периодически возникают дискуссии из-за того, что одни из них считают ИксТрейл настоящим внедорожником, а другие возражают, что, мол, полный привод у модели не является полноценным, срабатывая исключительно при проскальзывании передка и поэтому следует отнести данное авто к паркетникам.
Мы же, перед тем как начать рассказ об особенностях полного привода X-Trail, должны предупредить наших читателей, что являемся сторонниками мнения, что эта техника относится к классу универсальных машин с наличием режимов повышенной внедорожной проходимости, обладая тремя положениями приводов, которые обеспечивают:
- Режим переднего 2WD привода, с возможностью подключения с помощью муфты полного привода с наличием электромагнитной обмотки.
- Режим AUTO или в режиме готовности ALL MODE 4×4, обеспечивая постоянное, однако слабое (в пределах 25% от общей вращательной мощности) усилие вращения задних колес.
- И наконец, LOCK – это режим, который, собственно, и обеспечивает распределение вращательной мощности поровну между мостами, а также, по сути, имитирует работу межосевого дифференциала.
Что касается самого процесса управления режимами, то у дорестайлинговых (T30) моделей ИксТрейл это происходило с помощью переключения кнопок, а потом у обновленных модификаций (T31) – с помощью специальной шайбы.
Более подробное описание режимов приводов X-Trail
Нашим гаражным товарищам, особенно с гуманитарным образованием, следует иметь в виду, что полный привод у ИксТрейл обеспечивается специальным устройством, а именно электромагнитной муфтой, которая при поступлении электротока от управляющего пульта в виде кнопочного поста или шайбы соединяет раздатку с задним дифференциалом.
Причем вращательные усилия задних колес зависят от поступающего на муфту электротока, а значит – от прижимных электромагнитных усилий.
Режим 2WD
В нормальных дорожных условиях или при обычном сцеплении колес передка с дорогой и при отсутствии их пробуксовки режим 2WD реализует классический моноприводный вариант использования ИксТрейл.
Однако, как только начнет срабатывать ABS или система анти блокирования тормозов, которая обеспечивает, в том числе и контроль скольжения колес, то буквально через пару секунд в автоматическом режиме сработает подключение заднего моста.
Таким образом выходит, что этот режим движения следует выбирать для условий качественного дорожного покрытия или городского использования X-Trail.
AUTO режим
Это положение кнопки или шайбы обеспечивает, хотя и постоянное поступление тока на обмотку электромагнитной муфты, но недостаточное для обеспечения режима полного привода. При этом, где-то в пределах трех четвертей всей вращательной мощности приходится на передний привод и, соответственно, оставшаяся часть мощности достается задним колесам.
Тем не менее при поступлении сигнала о проскальзывании того или иного колеса от той же самой ABS электромагнитная муфта сразу же перераспределит вращательные усилия между мостами поровну. Иначе говоря, автоматически включится режим полного привода.
AUTO режим идеально подходит для езды на трассе либо в городе при наличии ненастной погоды в виде дождя либо снегопада, а также при движении в условиях, скажем так, легкого бездорожья.
Опция LOCK
Данное положение кнопки или шайбы обеспечивает максимальную подачу напряжения на электромагнитную муфту, что означает полноприводный вариант использования ИксТрейл, при этом автоматически блокируются между собой дифференциалы, как передних, так и задних колес.
Иначе говоря, происходит синхронизация вращений колес передка и кормы, что позволяет преодолевать, как грязевые участки, так и снежные, а также песчаные заносы на дорогах.
По поводу того, как включить этот режим, то его включение должно осуществляться при полной остановке авто.
Тем не менее режим LOCK нельзя применять при наличии участков дороги с необходимостью маневрирования и осуществления разворотов, так как дифференциалы жестко связаны между собой.
Система 4WD X-Trail
По сути электронная механика полного привода является автономной, которая предотвращает случайные или даже умышленные (например, при стремлении дрифта или управляемых или неуправляемых заносов) водительские действия, что исключает потерю управляемости авто. А также предотвращает поломки узлов и деталей трансмиссии при положении 2WD.
При положении LOCK система без водительского участия переключит этот режим в AUTO при превышении 30 километровой и при снижении 10 километровой скорости.
Наличие проблем
Система полного привода ИксТрейл изначально не предназначена для преодоления бездорожья, а является одним из способов обеспечения:
- безопасности при движении в условиях гололеда или слабого сцепления колес с дорожным покрытием;
- повышенного сцепления колес;
- уверенного прохождения сложных дорожных участков с помощью периодического подключения полного привода.
При этом, следует иметь ввиду, что при выходе из строя таких автоматических систем, как ABS и TOD (где последняя аббревиатура означает подключаемый полный привод), то, имея полную зависимость от актуального их состояния, существуют угрозы полной утраты управляемости автомобиля.
Ну и есть проблемы с правильным выбором режимов. Например, если в нормальных дорожных условиях ездить в режиме AUTO, то совершенно очевидно, что можно получать повышенные топливные расходы из-за нагрузки на генератор, который, в свою очередь, осуществляет постоянное обеспечение током электромагнитную муфту.
В качестве резюме
Нельзя переоценивать внедорожные возможности Ниссан ИксТрейл, так как эта техника является всего лишь транспортом с наличием опций повышенной проходимости. Иначе говоря, X-Trail – это отнюдь не полноценный вездеход и будет он таковым не только в течение 2022-го, а и значительно позже, потому что этот полный привод перешел в разряд концептуальных решений кроссоверов.
И это понимание должно быть сдерживающим фактором для наших гаражных коллег-обладателей этих машин, чтобы не лезть в болото или в сугроб, что лучше всего объехать эти тяжелые дорожные препятствия.