После слияния Рено и Ниссан армия автоклонов, отличающихся лишь декоративными элементами и шильдиками с упоминанием бренда заметно пополнилась. С другой стороны, произошло взаимообогащение в плане агрегатов, доступных для установки на свежие модели. Именно это и случилось с двигателями Террано.
В последней версии модели, после рестайлинга, машина может быть укомплектована 2 видами бензиновых ДВС:
- H4M, 1,6 л, 114 л. с. в паре с механической КПП, а вот привод может быть передним или полным;
- F4R, 2,0 л, 143 л. с. в паре с МКПП или АКПП, привод только полный.
Оба мотора представляют собой результат последовательных модернизаций довольно старых образцов, ведущих родословную с первой половины 2000-х и конца 90-х соответственно, но в условиях постСССР это скорее плюс, чем минус:
- двигателя относительно простые и сравнительно надежные;
- хорошо знакомы сервисменам;
- запчасти распространены и не очень дороги, хороший выбор моторов б/у в запчасти.
Относительным минусом можно назвать низкую удельную мощность, современные турбомоторы ВАГа выдают куда лучшие показатели при меньшем объеме, но у них и цена другая.
H4M (Nissan HR16DE)
Весьма популярный благодаря простой и удачной конструкции наследник К4М. Блок и головка из алюминийсодержащего сплава, чугунные гильзы запрессованы, в головке по 4 клапана на каждый из 4 цилиндров. В процессе модернизации мотор приобрел цепной привод ГРМ (ресурс цепи около 150 000 км), но лишился гидрокомпенсаторов и примерно раз в 100 000 км нуждается в трудоемкой процедуре регулировки клапанов.
Диапазон зазоров в клапанах:
- впускные, мм — 0,26-0,34;
- выпускные, мм — 0,29-0,36.
Регулироваться зазоры могут заменой шайб, если повезет, а если не получится, то подбором стаканов клапанов. Их 26 видов по размеру с шагом 0,02 мм и надо снимать головку с двигателя.
Точный раб. объем, см3 | 1598 |
Тип конфигурации | R4 |
Ø цилиндра х ход поршня, мм | 78 х 83,6 |
Макс. мощность, л. с., при числе оборотов |
114 5 500 |
Макс. момент, Нм, при числе оборотов |
156 4 000 |
Степень сжатия | 10,7 |
Топливо | Бензин АИ-95(92) |
Террано с ним не поражает воображение динамическими характеристиками, зато и прожорливостью особой не страдает. В общем, подходит водителям без амбиций, для которых машина прежде всего транспортное средство, а не инструмент реализации чувства превосходства.
Силовой агрегат |
H4M + МКПП5 (передний привод) |
H4M + МКПП6 (полный привод) |
До 100 км/ч,с | 10,9 | 12,5 |
Max скорость, км/ч | 167 | 166 |
Расход, л/100 км: | ||
в усл. города | 9,3 | 9,1 |
по трассе | 6,3 | 6,8 |
смешанный режим | 7,4 | 7,6 |
При всей простоте и надежности двигатель имеет типичные проблемы, проявляющиеся на заметной части парка этих ДВС:
- Угар масла. Бывает двух видов: врожденный, когда новый мотор изначально потребляет масло в процессе работы, и нарастающий примерно к 120-150 тысячам км пробега. В первом случае остается смирится и доливать масло, а во втором придется готовится к капитальному ремонту.
- Некоторые экземпляры не желают заводится в мороз, причем диагностика показывает исправность систем питания и зажигания. По мнению экспертов, это следствие широкого поля допусков в настройках довольно старого по конструкции электронного блока управления, причем его замена не гарантирует решение проблемы.
- Регулировка зазоров в ГРМ подбором крайне трудоемкий и дорогостоящий процесс.
Примечание: по другим источникам, объем масла 4,8 л, периодичность замены лучше сократить до 7 500 км.
F4R
Является потомком французского мотора 98 г. в. и сейчас устанавливается в основном на авто для рынков «стран третьего мира». Двигатель рядный, 4-х цилиндровый, с 4 клапанами на цилиндр, 2 распредвалами, рабочим объемом 2 литра.
Блок двигателя еще чугунный, с возможностью расточки цилиндров, что дает ресурс ДВС до 400 000 км, ГБЦ алюминиевая, ГРМ с гидрокомпенсаторами и фазовращателем, привод ременной (ресурс ремня 60 000 км).
Точный раб. объем, см3 | 1998 |
Тип конфигурации | R4 |
Ø цилиндра х ход поршня, мм | 82,7 х 93 |
Макс. мощность, л. с., при числе оборотов |
143 5 750 |
Макс. момент, Нм, при числе оборотов |
195 4 000 |
Степень сжатия | 11,1 |
Топливо | Бензин АИ-95* |
*- первые модификации имели более низкую степень сжатия и могли "переваривать" 92-ой, но позже, подгоняя мотор под Евро-5, степень сжатия повысили и попытка ездить на АИ92 теперь обернется детонацией с перспективой повреждения цилиндро-поршневой группы.
Террано с двухлитровым мотором чуток оживает, но до рекордов ему все равно далеко.
Силовой агрегат |
F4R + АКПП (полный привод) |
F4R + МКПП6 (полный привод) |
До 100 км/ч,с | 11,5 | 10,7 |
Max скорость, км/ч | 174 | 180 |
Расход, л/100 км: | ||
в усл. города | 11,3 | 10,1 |
трасса | 7,2 | 6,4 |
смешанный режим | 8,7 | 7,8 |
Основные достоинства мотора: простота, ремонтопригодность и неплохой ресурс. Недостатки:
- не терпит 92-й;
- фазорегулятор живет около 100 000 км, затем дорогостоящий ремонт;
- угар масла после 150 000 км, зачастую вследствие залегания колец, затвердевания маслосъемных колпачков, т. е иногда удается решить вопрос автохимией.
Итоги
Какой мотор лучше? Оба двигателя далеки от хай-тека, зато достаточно надежны и неприхотливы в эксплуатации.