Автовладелец часто оценивает состояние систем автомобиля по индикации панели приборов. Если после старта двигателя не горят предупреждающие и аварийные сигнальные лампы, значит машина в порядке. Датчики являются сигнализирующими электрическими элементами. Именно они формируют первичный сигнал об отказе системы или её предаварийном состоянии, передают его на электронный блок управления и дублируют на табло панели приборов.
Схема электропроводки Nissan X-Trail модификаций т30 и т32 практически не отличается. Базовые датчики, отвечающие за бесперебойную работу двигателя, системы подачи топлива, системы безопасности, унифицированы и имеют одинаковую конструкцию.
На том, какую роль играют датчики X-Trail и каков принцип из действия, остановимся подробнее.
Датчик положения коленвала
Является важнейшим элементом системы электронного впрыска топлива. Датчик отвечает за предпусковую самодиагностику двигателя. Если элементы газораспределительного механизма и физическая нейтраль коленчатого фала не будут соответствовать своему положения, запуск будет заблокирован.
Принцип работы основан на определении фактического положения коленчатого вала в каждый момент времени. Чувствительный элемент датчика производит считывание зубцов задающего диска, определяет скорость вращения вала и сравнивает её с заданной для определённого диапазона. К примеру, если на холостом ходу скорость вращения коленвала превысит 1000 об/мин, это будет свидетельствовать об обрыве привода ГРМ или «разносе двигателя».
Главной неисправностью, которая может вызвать срабатывание этого датчика – растяжение цепи механизма ГРМ. Сбой фаз газораспределения – потенциальная причина поломки клапанов и последующего дорогостоящего ремонта блока цилиндров.
Датчик положения коленвала может подать сигнал неисправности на ЭБУ в случае:
- детонации или увеличении температуры одного цилиндра;
- отсутствия вспышки в одном из цилиндров;
- неустойчивых холостых оборотов двигателя;
- падения мощности двигателя.
При диагностике срабатывание датчика сопровождается появлением ошибки с кодом 0335.
Чувствительный оптический элемент устанавливается в пластиковый корпус и монтируется на двигатель с помощью болтового соединения. Стоимость изделия составляет от 1500 до 2500 рублей в зависимости от артикула.
Также данные датчики применяются для определения текущего положения распредвала. Принцип действия идентичен.
Датчики температуры
На X-Trail датчики температуры устанавливаются в трёх контурах:
- системы управления климат-контролем;
- циркуляции охлаждающей жидкости;
- циркуляции масла автоматической коробки передач.
Такие датчики представляют собой типовые терморезисторы, сопротивление которых изменяется в зависимости от температуры рабочей среды. Изменение температуры приводит к изменению аналогового сигнала, который поступает на электронный блок управления.
В системе управления климат-контролем датчик температуры блокирует запуск кондиционера автомобиля, если значение температуры наружного воздуха отрицательное. В соответствие с электрической схемой автомобиля датчик питается напряжением 5В. При диагностике системы климат-контроля исправность датчика определяют омметром, измеряя значение его сопротивления в зависимости от температуры. Оно должно соответствовать табличным данным, указанным в руководстве по эксплуатации.
Датчик температуры воздуха системы управления кондиционера 4-х канальный, изготавливается в пластиковом корпусе. Артикул оригинального изделия 27722-АХ610, стоимость изделия составляет 1200-1600 рублей.
Температура охлаждающей жидкости двигателя измеряется по тому же принципу. Аналоговый сигнал преобразуется в цифровой, вызывая отклонение стрелки индикатора температуры ОЖ на панели приборов. Высокая температура тосола (антифриза) может свидетельствовать не только о неисправности датчика, но и об:
- отказе циркуляционного насоса;
- утечках охлаждающей жидкости;
- обрыве привода насоса циркуляции;
- низком уровне охлаждающей жидкости.
Распространённой неисправностью, вызывающей перегрев двигателя, является утечка рабочей жидкости через изношенное сальниковое уплотнение насоса. Как только температура ОЖ начинает расти, необходимо проверить уровень по расширительному бачку. Он находится в подкапотном пространстве. Охлаждающая жидкость должна находиться между отметками «Min» и «Max».
Датчик температуры трансмиссионного масла входит в систему самодиагностики автоматической КПП. Принцип действия такой же, как и у вышеописанных элементов. Нормальная температура масла в картере КПП обычно находится в пределах 65-750С. Её резкое повышение свидетельствует о механических неисправностях:
- заклинивании шестерен, подшипников;
- заклинивании золотникового распределительного устройства;
- зависании клапанов гидравлических переключателей.
Датчик температуры трансмиссионного масла может сработать и при падении уровня. При срабатывании электронный блок управления выводит на панель приборов мнемограмму неисправности коробки переключения передач. Если X-Trail оборудован цифровой панелью приборов, значения температуры будут выведены в цифровом виде на экран.
Датчик скорости
На X-Trail датчик скорости отвечает не только за отклонение стрелки спидометра. Он включается в электрическую цепь индикатора ошибки «Check Engine». Его срабатывание могут вызвать:
- нарушение оборотов холостого хода;
- повышение среднего расхода топлива одним из цилиндров;
- снижение мощности двигателя.
По статистике, при эксплуатации Ниссанов Х-Трейл, чаще всего отказ датчика выражается в самопроизвольной остановке двигателя при работе на холостом ходу или при движении на выбеге. Появление индикатора «Check engine» сопровождается выдачей ошибки с кодом «24» на экране бортового компьютера. Сам по себе датчик выходит из строя крайне редко. Его конструкция простая и надёжная. Вызвать ложное срабатывание может окисление контактов из-за воздействия грязи и влаги. Целостность изоляции проводов, расположенных в районе выхлопного коллектора, также со временем может нарушиться, вызвав короткое замыкание и последующее ложное срабатывание.
Тестируют датчик методом измерения напряжения на его контактах. Замер можно выполнить как на демонтированном датчике, так и с помощью прокрутки колёс авто. При втором методе Ниссан необходимо установить на домкраты, обеспечив свободное вращение всех колёс.
Датчик уровня топлива
Данный элемент устанавливается вместе с бензонасосом в корпус топливного бака. Работа основана на изменении сопротивления чувствительного элемента. Поплавок бензонаноса, изменяя своё положение в зависимости от уровня топлива, перемещает контакт ползунка по чувствительному элементу. Аналоговый сигнал изменяет значение и передаётся на электронный блок управления. ЭБУ дешифрует сигнал и преобразовывает его в цифровой вид, заставляя отклоняться стрелку индикатора на панели приборов.
Все вышеописанные датчики являются наиболее важными в системе управления автомобилей. Помимо них, также устанавливаются:
- датчик дождя, отвечающий за автоматическое включение дворников;
- датчик абс, входящий в систему активной безопасности Ниссана;
- датчик кислорода, отвечающий за контроль качества смесеобразования топлива.